С 1 мая 2025 года изменились правила маркировки ряда товаров в системе «Честный ЗНАК». Обновления затронули производителей, импортеров и продавцов таких категорий, как пиво, вода, слабоалкогольные напитки, БАД, молочная продукция, антисептики, косметика, обувь и ряд других товаров.
С начала мая крупные ритейлеры, имеющие не менее 50 торговых точек, обязаны приостанавливать реализацию товаров, если в системе «Честный ЗНАК» есть запрет на их продажу. Речь идёт о товарах, для которых на основании офлайн-проверок или решений надзорных органов был установлен статус «запрещено» или «приостановлено».
Под действие запрета подпадают следующие группы товаров:
- табачная, никотиносодержащая и безникотиновая продукция;
- молочные продукты;
- бутилированная вода;
- пиво, пивные напитки и некоторые виды слабоалкогольных напитков;
- средства гигиены и антисептики;
- биологически активные добавки;
- обувь и товары лёгкой промышленности;
- фототовары;
- шины;
- духи и туалетная вода;
- медицинские изделия;
- кресла-коляски.
С 1 мая 2025 года компании, импортирующие пиво и слабоалкогольные напитки с территории стран ЕАЭС, обязаны более строго соблюдать порядок оформления сопроводительных документов. Теперь сведения о товаре должны передаваться в систему «Честный ЗНАК» до его фактического пересечения границы РФ.
Регистрация таких товаров будет невозможна, если:
- уведомление о вводе в оборот подано раньше отчёта о нанесении кодов маркировки;
- отсутствуют сведения о документе, подтверждающем соответствие продукции обязательным требованиям, или если такой документ имеет статус «аннулирован» или «недействителен» во ФГИС «Росаккредитация».
Для продукции, импортируемой из стран вне ЕАЭС, ввод в оборот фиксируется на основании данных из ЕАИС ТО — таможенной системы, передающей информацию о прохождении контроля. Регистрация будет отклонена, если:
- в системе отсутствует отчёт о маркировке;
- документы о соответствии требованиям отсутствуют или имеют недействительный статус.
При этом ЕАИС ТО обязана в течение часа после таможенного оформления передать данные в «Честный ЗНАК». В случае наличия сведений, подпадающих под особые режимы хранения, система передаст дополнительные сведения.
С 1 мая участники оборота несут ответственность за актуальность и наличие подтверждающих документов. При отсутствии информации в системе или наличии статуса «аннулирован» у документа о соответствии оператор отказывает в приеме заявлений и внесении сведений.
С 1 мая начинается обязательная маркировка снеков (чипсы, сухарики, попкорн и прочее), в соответствии с Постановлением № 1682 от 30 ноября 2024 года. Под маркировку попадают товары с ТН ВЭД-кодами:
- 1904 10 100 0, 1904 10 300 0, 1904 10 900 0,
- 1905 10 000 0, 1905 40 100 0, 1905 40 900 0,
- 1905 90 550 0, 1905 90 900 0,
- 2005 20 200 0, 2005 20 800 0.
Маркировка и подача информации в систему обязательны до ввода продукции в оборот. Участники, получившие коды маркировки до 1 мая, могут использовать их, при условии соблюдения сроков отчётности и оплаты.
Сроки оплаты кодов в зависимости от способа маркировки:
- при самостоятельном нанесении — до 30 дней, но не позднее момента ввода товара в оборот;
- при использовании провайдера — до 365 дней при тех же условиях.
Отдельно стоит отметить, что до 31 мая 2025 года разрешается выпуск немаркированной снековой продукции в рамках таможенных процедур, если товар был приобретён до вступления новых правил.
Подготовлено по материалам ИС «Кодекс».